Со своими мечетями, лозунгами во славу Аллаха и женщинами, закутанными в черные покрывала, село Нардаран представляет собой настоящий исламский анклав в светском Азербайджане. Именно здесь в 1991 году была создана Исламская партия, которая через четыре года была разогнана. Именно здесь эта партия, официально запрещенная, продолжает существовать, пользуясь терпимым отношением со стороны властей.
Это село, расположенное в 35 км от Баку и являющееся центром паломничества шиитов, имеет давние традиции противостояния режиму. Нардаран, жители которого всегда отличались большой религиозностью, сохранял свои обычаи даже в советскую эпоху, которая закончилась в 1991 году. Здесь находится гробница матери седьмого шиитского имама, к которой приходят бесплодные женщины в надежде забеременеть. В этом центре паломничества есть несколько новых мечетей, построенных на деньги соседнего Ирана.
"Белая борода". В селе все решают старейшины. И даже 40-летний Рауф Арифоглу, главный редактор газеты, издающейся оппозиционной партии "Мусават" и бывший политзаключенный, ничего не предпринимает, не посоветовавшись с аксакалом (буквально - "белой бородой") Хаджи-Мурсалом Зейналовым, 74-летним старцем. Именно после консультации с ним он будет решать, нужно ли будет устраивать демонстрацию в случае обнаружения подтасовок на выборах, или нет.
В 2002 году неуважение к старейшинам дорого обошлось властям. Арест восьми из них вызвал беспорядки, которые утихли лишь через девять месяцев противостояния с силами правопорядка. Местные жители требовали прекратить перебои с электроснабжением, вернуть в село газ, который стали подавать в пригороды, выросшие между Баку и Нардараном, а также прибрежные земли, захваченные бизнесменами под строительство вилл для нуворишей.
"Нас назвали фундаменталистами, но мы вовсе не радикалы, - говорит старик. - Мы хотим, чтобы государство соблюдало законы, а верующие могли соблюдать требования религии". Рауф Арифоглу, совершивший паломничество в Мекку, говорит, что он, будучи верующим, "не проводит религиозную политику". Однако он замечает: "Когда неверующие находятся у власти, это опасно для государства".
Салафиты. Рост исламизма - это опасность, на которую указывает как оппозиция, так и власть, рассчитывающая оказать давление на страны Запада. Первые говорят: если мы не победим на выборах, те, кто придет за нами следом, будут еще более радикальны. Что касается власти, то она терпит присутствие салафитов в центре Баку, но время от времени устраивает против них репрессии, демонстрируя активность в борьбе с терроризмом.
"В действительности ислам не является политической проблемой в Азербайджане, - отмечает французский исследователь Байрам Балчи из Института анатолийских исследований. - Политические партии не ведут дебатов о месте ислама в конституции или обществе. В стране господствуют светские настроения".
|