Стало понятно, почему акционеры Штокмановского проекта не спешат с принятием инвестрешения. Иностранные партнеры «Газпрома» хотят полностью изменить конфигурацию проекта, отказавшись от трубопроводного газа в пользу СПГ. Такое решение будет выгодно для концерна, поскольку исключит возможность конкуренции с собственным трубопроводным газом монополии, считают эксперты, пишет РБК daily.
Новый проект по разработке Штокмановского месторождения может быть представлен инвесторам на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне, передает Reuters со ссылкой на источники. «В настоящее время та техническая конфигурация проекта, которая есть, не устраивает акционеров, поэтому они и не готовы принимать инвестрешение», — пояснил источник в консорциуме. В конце марта совет директоров оператора проекта Shtokman Development в очередной раз не принял окончательного инвестрешения по проекту, продлив действие рамочных соглашений до 1 июля этого года.
Следовательно, и сроки начала добычи на месторождении будут отложены. «После этого (нового проекта, представленного в июне) может пройти около года, а может быть, и больше до того, как инвестрешение может быть принято. Ведь нужно время на новые тендеры, поиск новых подрядчиков», — сказал источник (цитата по Reuters). В настоящее время начало добычи газа для поставки по трубопроводу запланировано на 2016 год, производство СПГ — на 2017-й. Однако сроки уже сдвигались: ранее поставки трубопроводного газа со Штокмана должны были начаться в 2013 году, СПГ — в 2014 году.
Одно из вероятных изменений в конфигурации проекта — отказ от трубопроводного газа в пользу СПГ, который продвигают иностранные партнеры по проекту — норвежская Statoil и французская Total (им принадлежит 24 и 25% в проекте соответственно, 51% у «Газпрома»). В соответствии с существующим планом половина добываемого на проекте газа (11,3 млрд куб. м) должна поставляться по трубе в Европу, а оставшийся газ — направляться на сжижение на СПГ-завод. В Shtokman Development вчера не стали комментировать информацию об изменении проекта, отметив лишь, что в настоящее время рассматривается несколько возможных вариантов. «Окончательное решение акционеров будет основываться на коммерческой и экономической целесообразности и исходить из конъюнктуры рынка», — сказал представитель компании. В Statoil и Total на запрос вчера не ответили.
В «Газпроме» изменение планов разработки Штокмана также не комментировали. Однако ранее о возможности полного сжижения газа уже упоминал зампредправления газовой монополии Александр Медведев. «Вариант только СПГ рассматривается. Это одно из возможных решений», — говорил он, добавляя, что в качестве возможных рынков сбыта могут выступать Европа и Юго-Восточная Азия. Ранее СПГ со Штокмановского месторождения планировалось поставлять в США, однако развитие собственной добычи газа в стране и резкое снижение цен на газ вынудили акционеров отказаться от этого плана.
По мнению аналитика «Тройки Диалог» Валерия Нестерова, отказ от трубопроводного экспорта будет выгоден «Газпрому», поскольку в настоящее время на европейском направлении сложился избыток предложения газа. «Уже сейчас у «Газпрома» имеются избыточные трубопроводные мощности, а со строительством Южного потока они еще более увеличатся», — отмечает эксперт. Таким образом, переход на СПГ исключил бы возможность конкуренции газа «Газпрома» со своим собственным.
«В отличие от трубопроводного газа СПГ подразумевает мобильность, что позволит поставлять газ на разные рынки», — добавляет директор департамента due diligence «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток. При этом влияние СПГ на ценообразование возрастает, и в будущем именно сжиженный газ будет определять рыночную цену, заключает эксперт.
Екатерина Сафонова
|